tatka_sn
осторожно, пессимист и зануда на марше!
Сопротивление планктона
В своих попытках найти что-нить по своему вкусу - герой травматик, мало порнухи, много бытовухи - наткнулась на оридж Жан Тарроу. Зацепииило, кручу в голове уже пару недель...
Вообще такой разухабистый стиль мне не по душе, и если бы не вставка про Невельского, я бы бросила этот оридж на первой главе. История Невельского в переложении таксиста меня очаровала. И я прочитала все.
На уровне эмоционального восприятия очень, очень понравилось. Надо сказать, что в детстве я невольно вращалась в среде "полевых" геофизиков, а в подросячестве - в обществе туннелепроходчиков. И в рабочих разговорах мужичков из "Планктона" мне все время чудилось что-то знакомое, родное, ностальгическое. Кладбище из окна это тоже мой личный крючочек, я сама работала в этой высотке, с непафосным кладбищем под окнами.
Вообще говоря, этот оридж больше всего по строению похож на какую-нибудь изданную жежешечку врача... или там сантехника. Но то, что в формате отдельных разрозненных записей смотрится хорошо, в сплошном тексте несколько раздражает нецелостностью. Это и рваность сюжетной линии, и неполнота образов. Если этот оридж рассматривать как сборник рассказов, то оно очень хорошо распадается примерно на три части:
- возвращение Богдана в родную контору после длительной командировки;
- пожар, это самая объемная и хорошо выписанная часть текста;
- суета вокруг проекта, самая недостоверная, увы.
Между второй и третьей есть еще мелкий эпизод с подготовкой к 8 марта. Он, к сожалению, немного не вписывается в общую канву повествования, но видимо нужен автору для продвижения любовной линии ориджа.
Автору несомненно удались почти все образы героев. Редкими мазками она намечает бэкграунд и локальную мотивацию кажого. Порох, Лева, Богда, Ида, Надежда, Тамара- все вышли разными. Разная речь, разные эмоциональные реакции.
Ида, офисная девочка, которая считает родную административку дырой и пишет хокку, такой стандартно-узнаваемый тип.
Тамара, в некотором роде воплощение архетипа матери, если такой существует. Она спокойна и неистерична, опекает "слабых" - Ингу и Женю. Как будто берет их под крыло. Это именно тип отношения, ничего общего с поведением наседки.
Порох, недобрый и невосприимчивый, легко вспыхивающий и несдержанный на язык.
Лева совсем другой. Он более основательный, более тяжелый, инертный в общении. Он единственный в этой разношерстной компании, у кого есть семья и ребенок. Очень заметно.
Великолепная уборщица и певица Надежда, которая на самом деле фея-крестная в этой истории Золушки, вот ей-же богу.
Богдан - эдакое воплощение мачистого мужчины, который занимается вполне мужским делом - строит))) Есть у него и что-то от рубахи-парня, есть в нем некоторая лихость, безбашенность, незакоснелость которая собственно и позволяет двигать любовную линию сюжета.
Единственный невнятный образ - это Женя, вторая половинка любовной линии. Он классический тонкий-звонкий мальчик, с шейкой и интеллигентским воспитанием) Но если остальные персонажи оживлены одним-двумя предложениями, то Женя - увы( Нет, у него есть конечно история, есть реплики и действия. Но обоснуя со стороны Жени как-то не хватает. Со стороны Богдана автор хоть что-то дает) А Женя как будто оказался в фокусе внимания Богдана и поддался. Склонился, как рябина к тыну. На то, что Б. его гм, типаж, в начале текста можно отковырять намеки - или я занимают ретконингом и читаю то, чего не было.
Да и роль у него в этой истории скорее объекта, чем действующего лица. Как девочка в книгах про мальчиков, эдакий загадошный объект влюбленности (спасибо, С., за формулировку). Еще и история написана с точки зрения Богдана, поэтому что там и как у Жени внутри тикает, непонятно.
Вообще Женя это функция, классический "дамсель ин дистресс". Сначала Богдан выручает его в ресторане; потом отвозит домой пьяного; во время пожара не то чтобы спасает, но заботится о нем... Блин, она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним)

Что как-то заметилось на фоне всего прочитанного - это прописанное в тексте отношение к гомосексуалистам. Рефрешинг, как говорят в японских дорамах) Во-первых, автор не скатился в два самых неудачных варианта - полной толерантности или агрессии со всех сторон. Во-вторых, это отношение изменилось в процессе именно так, чтобы в это можно было поверить.
Автор не пишет, откуда все знают, но судя по поведению персонажа в разных ситуациях, Женя сам когда-то озвучил свою ориентацию. В дополнение к его прочим отличиям от товарищей "вахтовиков" это прочно закрепило за ним статус "несвой". И отношение среди инженеров к нему как к изгою, как к нижней ступеньке в иерархии. Все они относятся к Жене с некоторым пренебрежением и вербальной агрессией. Его игнорируют, его избегают, а при прямом общении - недобро поддевают. Причем отчетливо видно, что эта вербалка с разным окрасом. Лева срывается редко, но с тяжелой злостью. Для Пороха это обязательное поведение, у него есть, конечно, мотивы, но и без мотивации он бы подныкивал постоянно, это его стиль. Богдан дергает Женю как иной хозяин любимого кота за хвост - без злобы, просто по приколу, кот же привык, но все равно живо реагирует и даже кусается... до какого-то момента не осознавая, что кот уже переселился жить под шкаф(((
По ходу истории отношение к Жене смягчается, точнее, уменьшается статус "несвой", но не сильно меняется. Потому что для него были и другие причины, наверное. Но когда в сторону голубизны метаморфировал Богдан, отношение к нему мало изменилось. Он как был своим, так и остался. Подколки изменили направление, но они не стали агрессивнее, а герои не стали отстраняться. Да и у Богдана безусловно есть индульгенция, не его нагнули, он нагнул, он же настоящий мужик, блин.
Патриархальная раскладка при внешнем равенстве, весь цимес текста в патриархальной раскладке. В каком-то смысле этот текст о том, что некоторым можно, а другим нельзя, потому что они "слабые". Мизогиния навыворот.
Не знаю, как бы текст читался дженом, мне бы хорошо, судя по конкретным крючочкам; но слэшная часть недожата. Еще и внезапная недопорнуха в последней главе... в тексте в принципе можно натянуть сову на глобус, то бишь заинтересовать крутого практически вахтовика тонким-звонким юристиком... в смысле почти вахтовика, потому что они проектировщики, а не рабочие) но именно сцена неудачна и ее как раз мне невозможно ((

- Утром ведь все будет...?
Утром все было.
Утром позвонил Порох и сказал, что ночью у Корольчука случился инсульт.



Читая обсуждения, наткнулась на мысль что эпизод с ключом - вот этот
«На ключ теперь смотрели все - в каком-то оцепенении. Одно дело говорить, а тут...как по мановению волшебной палочки - получите!
Где-то в глубине души они были даже рады, что не знают, как попасть в кабинет, они ж, блин, офисные клерки, а не аферисты из голливудского фильма.
Но вот теперь путь свободен - лежит перед ними насмешливым укором. Да или нет? Синяя или красная?
Надо было что-то сказать, Мамонтов вдохнул глубоко, когда Женя вдруг накрыл ключ ладонью и, ничего не говоря, убрал его в карман пиджака. Женя принялся с интересом разглядывать бумажные кораблики на полках, стоически игнорируя то, как на него уставились Корольчук с Порохом - как будто на их глазах чудо какое произошло: мартышка заговорила или пингвин полетел. Богдан же смотрел на то место, где секунду назад лежал ключ, и губы у него подрагивали в нервной улыбке, словно Перемычкин только что шепнул ему на ухо великий секрет и теперь главное - не облажаться.»
показывает, что эдакие крутые мужики на поверку оказались слабаками, и только у Жени нашлось мужество и смелость на поступок. Это в моем пересказе, я утрировала.
Я опешила сначала, потому что в моей картине мира этого не было вообще В последней части я все больше за Леву переживала почему-то, как показала концовка - не зря. Либо автор это заложил изначально, либо это для меня чувствительный момент.
В общем, пока ковырялась в своих идеях, поняла что во-первых, я как-то восприняла это проще... ну условно что у Жени "по слабости нервной системы" у первого отказали тормоза, и мне этого хватило, тогда. Ну и что автору надо было выдать Жене "поступок" для уравновешивания образа. Но после этого коммента паззл сложился немножко по-другому, хотя основной мотив все тот же - "отказали тормоза". Женя в постоянном прессинге, Женя в тексте все время на грани нервного срыва. И ключ, и Богдан - это одно и то же. Срыв. Женя сдался сначала второму - я имею в виду, в голове - а потому и первое стало возможно. Как будто терять стало нечего. Хуже, чем есть, уже не будет. У остальных земля под ногами, а у Жени она того, уже пропала.
Я, кстати, совсем не уверена, что то что случилось в последней части - к лучшему. И про начавшиеся отношения, и про украденный проект. Вообще меня мало волнует возможность "долго и счастливо" в слэше, это одна из причин, почему я его читаю. Но здесь у меня нет сомнений, что пара Богдан/Женя распадется, хорошо, если к Новому году - потому что есть ощущение, что уже летом. Проект подпишут у других исполнителей. Государственные денежки распилят все равно, Левин Димка будет ездить мимо этого продуктопровода все равно. Женя уволится. А у Королькова будет второй инсульт. Увы. Побочные эффекты русреала, когда он достаточно реалистичен.

- Женя не ощущает своей неуместности. Он все для себя решил. У других, возможно, с этим проблемы - даже в лифте, и они - другие - эти проблемы для себя решают, но не Женя.
Мне лично тоже показалось, что герой живёт в гармонии с самим собой, пусть это и похоже на внутреннюю эмиграцию )

Я почитала на фикбуке несколько ответов автора комментаторам, и да, у меня сложилось впечатление, что автор видит Женю самодостаточным. Но я, как читатель, увидела другое.
Человек страдает паническими атаками; он не в состоянии наладить отношения с коллегами на уровне "нет приязни, но нет и открытой агрессии"; больше того, он подвергается насилию в публичном месте. Виктимность. Смирение со своим статусом изгоя и разрешение другим этим статусом пользоваться. Да еще этот ключ - это во многом решение первоклашки "показать" старшим, что он чего-то тоже стоит. Спрыгнуть с крыши подъезда. Причем я ощущаю его как бесконечно глупое, это решение.
И не думаю, что с Богданом он сдался под напором: отношения с Богданом он начал только тогда, когда сам решил.
Да, не под напором. Но он и не выбирал Богдана, если я понятно выражаюсь. Не могу сообразить, как внятно раскрыть мысль)
Отчасти это то, что я обозвала ретконом. Тот мужик, который душил Женю в ресторане - он был по-видимому как Богдан, по типажу. Т.е. Женя в интернетах выбрал этого мужика как потенциального партнера. С другой стороны, возможно, Женя не смог устоять и в интернетах напору такого типа(((

@темы: ориджи